Что нужно знать отправляясь покупать велосипед, а тем более когда пользуешся им.
Вседорожник |
То, что именуют горным велосипедом, правельнее было бы назвать вседорожным. По крайней мере так переводится дословно название класса этих велосипедов; Multi Terrain Bike / All Terrain Bike (MTB/ATB). |
Shimano и другие.
Дела колёсные.
Отечественные изготовители горных велосипедов вынужденны предлогать свои изделия за бесценок, либо собирать их из качественных зарубежных комплектующих. Удачный пример сотрудничества-российско-европейско-тайваньские велосипеды Atom/TR.
Главная деталь и гордость любой фирмы делающей велосипеды, это рама. Почти все остальные комплектующие берутся со стороны. Велосипед с алюминиевой рамой без дополнительной навески весит 10-12 кг, но его цена всегда выше аналогичного собрата из стали.
Гарантия на раму из стали обычно 1-3 года, из хромомолибдена и алюминия 1-5 лет, но у велосипедов GT, например, она пожизненая. Правда, если рама всё же сломается придётся доказать, что не повашей вине.
У каждого производителя своя геометрия рамы. Размером, или ростовкой рамы принято называть высоту подседельной трубы(от оси педалей до верхнего среза).
Пердняя амартизационная вилка должна гасить удары и вибрации при движении по неровной местности. Амортизатор "проглатывает" неровности, позволяя заметно повысить комфортность и безопасную скорость при движении по бездорожю.
C комфортом |
На моделях серии Comfort Устанавливают амортизированный подседельный штырь – аналог подпружиненного седла. Он уменьшает утомляемость при длительной поездке, но снижает чувство контакта с педалями, из-за чего не подходит для активного катания. |
Минус мягкой подвески при силовом пидалировании-езде в гору или на скорости по шоссе- часть энергии велосипедиста уходит в пустую, на раскачку амортизатора. Есть вилки, в которых роль пружыны выполняет сжатый воздух. Они легкие, регулируются, однако менее надёжны, чем пружинные, и дороже. Наиболее функциональными считаются вилки с масляным демфером, впрочем, они используются уже на велосипедах спортивного класса. Лучшие модели амортизаторов умеют работать в разных режимах упругости или вообще отключатся, что позволяет на шоссе превращать велосипед с мягкой подвеской в обычный жесткий.
3x8=12? |
Количество передач у современных горных велосипедов формально доходит до 27. У моделей по проще их 24, у самых простых-21, а 18- это уже прошлый век. Однако реальных передач значительно меньше. Объясняется это просто: чтобы избежать перекоса цепи и её быстрого износа, по инструкции с 1-й и 3-й передними звёздами могут работать только соответствующие 3 крайние звезды сзади (итого: 3*2=6 передач), со 2-й передней звездой- все задние, кроме крайних (итого для 24-скоростного велосипеда: 8-2=6 передач). В сумме получается 12. |
Задний амортизатор-мощная пружина с демпфером, установленная между рамой велосипеда и шарнирно закреплённой задней вилкой. Рама такой модели существенно отличается от обычной, благодоря Y-образной геометрии, усиленным трубам и значительно большему весу. Для туризма двух подвес непригоден, поскольку на него нельзя установить обычный багажник и стандартное заднее крыло, а специальное консольное значительно хуже защищает от брызг. Такой велосипед практически непригоден и для долгого движения по шоссе из-за больших потерь энергии при педалировании
Shimano и другие.
Shimano - название японской корпорации, чьё навесное оборудование стоит почти на каждом горном велосипеде. В моделях начального уровня - это переключатели передач и манетки (ручки на руле, переключающие передачи), в моделях классом по старше - ещё и система (набор передних звёзд),кассета, цепь и втулки. Второе по распространёности - оборудование компании SRAM. В отличии от Shimano, снабжающей свои переключатели передач манетками типа гашеток (RapidFire), SRAM делает манетки типа ручек газа на мотоцикле (GripSbift). C каждым годом таких моделей становится всё меньше, т.к большинство велосипедистов предпочитают переключатели гашетки. Наиболее ответственным местом велосипеда считается задний переключатель, поэтому его уровень часто превышает остальную навеску.
Дела колёсные.
Горные велосипеды за редким исключением комплектуются легкими колёсами с алюминиевым ободом и втулкой. Двухслойный обод значительно прочнее однослойного, иногда применяемого в недорогих моделях. Корпуса втулок, как правило, точёные (на поверхности точёных деталей заметна спиральная насечка, похожая на мелкую резьбу).
Standart и Compact |
Существует два типа систем (набор передних звёзд)-Standart и Compact. У первой большая звёздочка имеет 46 или 48 зубцов, у системы Compact-42 или 44 зубца. Standart больше подходит для шоссе, Compact- для бездорожья. Для сильно пересечённой местности придумана и кассета (набор задних звёзд) Megarange с первой звёздочкой увеличенного диаметра. |
Основной тип тормозов на горных велосипедах - V-brake. Они обеспечивают эффективное торможение при небольшом усилии на ручки. Последние делаются из алюминия и имеют небольшой размер - обычно под два пальца. Дисковые тормоза находятся на втулке колёс и практически исключают зависимостьторможений от деформации обода или налипшей на колесо грязи.
Педали |
Педали недорогих велосипедов чаще изготавливаются из ударопрочного пластика, реже из стали и совсем редко - из алюминия. Последний вариант прочнее и легче. Шатуны системы почти всегда алюминевые. Узел вращения -каретка - во многих моделях выше начального уровня, выполнен в виде закрытого картриджа, поэтому хорошо защищён от грязи и дольше служит. |
Полезные советы. |
|